Функциональная грамотность
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».
- Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук.
Федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286)
ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287)
ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, с изменениями на 11 декабря 2020 года)
Региональные нормативные документы
Формирование функциональной грамотности
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству образования. Одним из направлений выступает формирование в системе образования функциональной грамотности. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности. Проект по формированию функциональной грамотности реализуется с 2021 года по 2024 год.
Информационные ресурсы
Межшкольный методический центр
Информационный портал Угличского МР
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательств
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативное обеспечение
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 №А3-581/03 "Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации"
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.